l_eriksson (l_eriksson) wrote,
l_eriksson
l_eriksson

Шекспир. Часть 3. Жизнь артиста


«Перед нами любопытная картина: чрезвычайно практичный и деловой человек, способный создавать мир страстей и фантазии. Возможно, в этом заключается самая великая тайна Шекспира. Внутри у него собрались легионы. Он видел истину в любом споре или противоречии».

Короли и шуты – часть неповторимой целостности его видения мира.

Доказано, что от половины до двух третей пьес, созданных в шекспировское время, были написаны не одним автором, а двумя или несколькими.

В 1593 году в Лондоне разразилась очередная эпидемия чумы. Труппа «Слуги графа Пембрука», в которой тогда играл Шекспир, поехала на неудачные гастроли в Бат и окончательно разорилась, так, что даже распродали костюмы. Предприимчивый Шекспир стал искать новый способ заработка. Написал поэму «Венера и Адонис» и послал ее молодому аристократу Генри Райотсли, графу Саутгемптону. В поэме прослеживаются отголоски обстоятельств личной жизни графа. Саутгемптону поэма понравилась, и он ее издал. Она была очень популярна, хотя и порицалась за излишний эротизм.
Позже Шекспир посвятил графу Саутгемптону еще ряд произведений, а по некоторым сведениям даже какое-то время был его секретарем (гипотеза).

[И я где-то по журналам читала, и Акройд отмечает существование версий о некой интимной связи между Шекспиром и Саутгемптоном. Это была достаточно развязная эпоха, а актерская среда и тогда была совершенно далека от каких-либо сдерживающих начал. Мужчины, особенно знать и богема, и выглядели вполне себе бисексуально и вели себя соответствующе. Содомия процветала не меньше, чем теперь, законы были строги, да не для всех писаны. Да, Саутгемптон – дивно хорош. Да, в придачу, еще и богат...



Но лично я, как, впрочем, и Питер Акройд, уловила в их общении лишь признаки отношений «Продюсера» и «Звезды» с поправкой на время и цветистость слога. Как только минули экономические трудности у театральных трупп, Шекспир тотчас вернулся к театру и покинул Продюсера. Как бы это характеризовало его, существуй между ними какая-то иная связь? Ведь по поводу покинутой им жены, Анны Хатауэй он терзался всю жизнь!]

Итак, Шекспир не задержался надолго в ближайшем окружении Саутгемптона. В 30 лет он решительно оставляет карьеру поэта и вновь становится драматургом. Он стал участником и совладельцем новой труппы – «Слуги лорда-камергера», куда он и один из лучших трагиков его времени – Ричард Бербедж – переманили лучших актеров из разных лондонских трупп. Многие из этих актеров, как и Шекспир, в результате своей работы получили дворянство, становясь популярными и состоятельными, многие были «пайщиками труппы».
Возможно, Шекспир стал писать в новом, интеллектуальном стиле потому, что были актеры, готовые играть в такой манере.
Считалось, что английским актерам «нет равных в мире». В континентальной Европе они славились искусством танца и прыжка, учились петь, играть на музыкальных инструментах, владели акробатикой, фехтованием на шпагах и мечах и борьбой.
Шекспир, по преданиям, редко исполнял центральные роли и, практически, не играл комические. Это, возможно, объяснялось тем, что он был, отчасти и режиссером, дававшим актерам пояснения к пьесе. Известно, что он играл Призрака в его собственном «Гамлете», показал все свое мастерство в роли Меркуцио.

Слухи о любвеобильности Шекспира имели основания. Также обвиняли его в плагиате. (Шалун!)

Джон Китс писал, что поэтическая личность «не есть отдельное существо – она есть всякое существо и всякое вещество, все и ничто – у нее нет ничего личностного; она наслаждается светом и тьмой, она живет полной жизнью, равно принимая уродливое и прекрасное, знатное и безродное, изобильное и скудное, низменное и возвышенное». И, таким образом, «поэт – самое непоэтическое существо на свете, ибо у него нет своего «я»: он постоянно заполняет собой самые разные оболочки»…

Главные шекспировские герои обладают мощью своего создателя. Их жизненная сила изумляет. Даже Макбет сохраняет некий мистический оптимизм.

«Гамлет толст и одышлив?» Шекспир писал эту роль для Ричарда Бербеджа и учитывал его конституцию. Шекспир был очень практичен и хорошо понимал реальные нужды театра, будучи его актером, драматургом и совладельцем, его погруженность в театр уникальна. Он был в своей труппе скорее «мастером», чем «художником» в современном понимании этих слов. Лишь после его смерти друзья-коллеги опубликовали его пьесы полностью в знак общей скорби.

В 1595 году участники голодных бунтов лондонских подмастерьев, прежде всего ткачей, были преображены гением Шекспира в образ Ткача Основы. Насилие обращалось в фарс и комедию. Вполне по-Шекспировски.

В 1596 году на одиннадцатом году жизни умирает Гамнет Шекспир, сын Уильяма Шекспира. (Остались две дочери – Сьюзен и Джудит). Через 3 месяца по злой иронии судьбы Шекспир, наконец, получил дворянский герб, который некому было наследовать.
(напомню, надпись на гербе Шекспира гласила – «Не без права»).
Бен Джонсон зло издевался над Шекспиром и его новообретенным дворянством в пьесе «Всяк в своем нраве», выведя тщеславного простака Солирадо, на чьем гербе красовалась свиная голова и надпись «Не без горчицы».

В Англии одним из самых любимых Шекспировских героев является Фальстаф.

Гегель: «Великие шекспировские герои – свободные творцы самих себя».

Итак, о сонетах мы можем говорить вслед за Шутом из «Как вам это понравится?», что «чем поэзия правдивее, тем больше в ней вымысла». Бесполезно искать в личной жизни Шекспира прототипы его стихов. Все замысловатые истории имеют мало оснований. Единственное, что можно сказать точно: Шекспир адресует сонеты самому себе; у его музы здесь скорее роль акушерки, нежели матери.

В 1597 году Шекспир покупает один из крупнейших домов в Стратфорде для своей семьи, демонстрируя богатство. В том же году впервые издан сборник пьес под собственным именем – «Уильям Шекспир». Автор становится «модным».

12 июня 1599 года, с учетом благоприятного гороскопа, в Лондоне был открыт театр «Глобус».

В 1601 году граф Саутгемптон мольбами его матери избавлен от смертной казни и за участие в заговоре приговорен к пожизненному заключению в Тауэре. (Чудом не затронуло «Глобус»).

8 сентября 1601 года в Стратфорде был похоронен Джон Шекспир. В период траура его сыном Уильямом написана практически окончательная редакция «Гамлета»… Последний раз он внес в текст правки в 1623 году – незадолго до смерти (вот уж где перфекционист!)


На этом мой конспект внезапно заканчивается, кому понравилось – ищите книгу Питера Акройда «Шекспир: Биография». А я буду искать его биографии Уайльда, Блейка и Диккенса.
Tags: читательский дневник
Subscribe

  • «Не промолвив даже слова, ты все сказал»

    Происхождение его так и осталось загадкой – он появился словно из ниоткуда. Не было ни свидетельства о рождении, ни свидетельства о…

  • "Грузинский кофе"

    Антология новой грузинской поэзии. М.: ОГИ, 2014 Люблю читать стихи незнакомых поэтов, упиваясь незнанием их, своим невежеством, словно гуляя…

  • Вечернее безумное чаепитие

    Звонок проведывательный, дядюшкин. Типа «ку-ку!» - «ку-ку!» Или «ку-ка-ре-ку». По всякому бывает. Но фоном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments