l_eriksson (l_eriksson) wrote,
l_eriksson
l_eriksson

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Умберто Эко. Как нам обустроить Италию. Часть 2



---
При трансформации общественных нравов сплетня из шепота превращается в крик, достигая всех обсуждающих и всех обсуждаемых и даже тех, кому эта сплетня вообще неинтересна.
Сплетня теряет все обаяние, всю силу секрета. Зато она создает новый образ осуждаемой жертвы. Эта жертва новой формации совершенно не вызывает сочувствия. Она вызывает зависть. Ведь предметами массового обсуждения бывают только знаменитости. Значит, стать предметом сплетни (публичной) – это признак высокого общественного статуса.
Тут-то и совершился переход на следующий уровень утраты privacy. Телевидение стало делать передачи, где уже не терзатели позорили имена терзаемых, а сами терзаемые сладострастно позорили собственные имена, веря, что получат за это такое же общественное признание, как известные актеры или политики.
---
В прежние времена, когда кабацкие мужики переходили разумные пределы в издевательстве над деревенскими недоумками и подстрекали тех на совсем уже дикие бравады, вмешивался мэр, аптекарь, друг семьи, которые обнимали недоумка за плечи, выводили из кабака, возвращали домой. А нынешнего телевизионного глупца никто домой не отводит. […] Напротив, общество подзуживает их.
Несомненно, перед нами преступный факт. Но не о защите попранных интересов Недоумка хлопочу я ныне (хотя этим вопросом следовало бы заняться компетентным органам, поскольку налицо злоупотребление правами недееспособного). Меня беспокоит другое. Восславленный своим явлением на экране, телевизионный Недоумок становится эталоном жизни. Если позвали его, значит, могут позвать любого. Выставление напоказ ничтожества убеждает публику, что никакое, даже самое постыдное невезение не обречено оставаться тайной личной биографии, и что обнародование этого стыдного будет вознаграждено. […]
Аналогичная ситуация отмечается сейчас в Интернете.


---
Я хотел вот что сказать. Защита конфиденциальности – проблема не только юридическая, но и моральная, и антропологически - культурная. Нам следует учиться вырабатывать, распространять, воспитывать новое представление о сдержанности по отношению к себе и другим.
(«Утраченная укромность частной жизни»)
---
Поликультурное общество должно воспитывать своих граждан в духе познания, признания и принятия различий, а не в духе незнания различий.
---
Демократия всегда вмещает в себя терпимую долю несправедливости. С ней следует мириться, чтобы всему нашему обществу избежать несправедливости нестерпимой.
(«О частных школах»)
---
Магия означает веру, будто можно перескочить в быстром темпе с причины на результат, опустив промежуточный процесс. […] Магия – это когда не показывают длинную цепь следствий и причин и в особенности когда не пытаются проверить эту цепь методом повторяемых экспериментов. Чудо совершается сразу, в том-то и красота магии. От первобытных культур до нашего просветленного Возрождения и далее до сегодняшнего дня, до мириадов оккультных сект и групп, кишащих в Интернете – вера в магию, надежда на магию отнюдь не угасла по воцарении опытной науки.
---
Одно из назначений интеллигента – кроме жесткой и суровой критики – это просвещенная популяризация. Великими популяризаторами науки были и Эйнштейн, и Гейзенберг, и мой покойный друг Стивен Джей Гулд.
(«Наука, технология и магия»)
---
Если б культурную гегемонию определяли по удельному весу, я бы пришел к выводу, что главенствующая культура сегодняшнего дня – мистическая, традиционалистская, неоспиритуальная, new age, ревизионистская. По-моему, государственное телевидение уделяет больше внимания Папе, чем Джордано Бруно, больше занято Фатимой, чем Марцаботто, и преподобным Пием, нежели Розой Люксембург. На страницах печати тамплиеры своей численностью многократно превосходят численность партизан.
(«Поработаем ревизионистами»)
---
Единственный способ не лить воду на бен-ладеновскую мельницу – это воздерживаться от каких бы то ни было черно-белых крайностей и заниматься только тем, что нам оставила в наследство европейская культура: отдельными и тонкими дистинкциями.
---
В последние недели все говорят о мусульманском фундаментализме. И забывают, что есть на свете и фундаментализм христианский. В особенности – в Америке. Но, скажут, христианский фундаментализм дает себя знать по воскресеньям в телевизоре, а мусульманский фундаментализм свалил Торговый центр, поэтому именно он вызывает у нас обоснованное волнение.
И все же они свалили Торговый центр по причине фундаментализма? Или по причине своего интегрализма? Или в качестве террористов? […]
Не все нетерпимцы – автоматически фундаменталисты и интегралисты. Мы знаем, что «Красные бригады» фундаменталистами не были, и ими не являются подпольщики-баски.

Как исторический термин, фундаментализм значит «обожание священных книг». Протестантский фундаментализм дожил до наших дней и характеризуется тенденцией буквально истолковывать Библию, в особенности по части космологии. Отсюда – неприятие тех форм образования, которые угрожают подорвать веру в библейский текст, и ненависть к Дарвину. Также и в мусульманском фундаментализме основной принцип – обожествление буквы Корана.
Все ли фундаменталисты нетерпимы? Нет. […]
Интегрализм – это такое устройство государства, при котором в основе и политической жизни, и правоведения лежит религиозность. Фундаментализм обязательно консервативен, а интегрализм нередко бывает и прогрессивным, и революционным. Интегралистские католические движения свободны от фундаментализма: сражаясь за общество, насквозь пронизанное религиозностью, они не требуют буквального восприятия Священного писания и в общем не чураются богословия а-ля Тейяр де Шарден. При этом есть формы интегралистского экстремизма, переходящие в тео-деспотизм, они тяготеют к фундаментализму. Таков, по-видимому, деспотизм талибов. В каждом роде и подвиде интегрализма присутствуют элементы нетерпимости ко всем, кто не разделяет принципы и идеи интегралистов. […]
Теократический деспотизм тоталитарен. Однако, не все тоталитарные режимы теократичны. Они устроены иначе: на место религии в них подставляется идеология.
А что расизм? Как ни странно, большая часть исламского интегрализма, при явной антизападной и антисемитской направленности, не может быть названа расистской, в том смысле, в каком был расистским германский нацизм. Он допускает в себя любых новых адептов своей религии, и по этническому типу они могут быть кем угодно. […]
Фундаментализм, интегрализм, псевдонаучный расизм – теоретические позиции, для них нужна сильная доктрина. Нетерпимость же и бытовой расизм распространяются без всяких доктрин. У них биологические корни – человек унаследовал это от животных, борющихся за территорию. Они основаны на эмоциональном подходе («не могу выносить людей, не похожих на меня»).

Конечно, этими немногими фразами я вряд ли распутаю хитросплетение сложных идей. Скорее – хуже запутаю их. Но ведь не я же создал хитросплетение. А когда обсуждаешь сложные вещи, главное – понимать, до чего они сложны, и лишь после этого браться обсуждать.
(«Слова – камни»)
---
«Красные бригады», наоборот, поспособствовали консолидации общества. Все политические силы в стране сплотились для защиты государства от терроризма. Тем самым оппозиция пришла к менее агрессивным формам существования, пришла к так называемому «консоциативизму». И следовательно, можно сказать, Красные бригады явились стабилизирующим фактором, если хотите – консервативным.
Что это – результат дикого сбоя в расчетах? Или «Бригадами» манипулировали? Не столь уж важно. Когда проваливается террористический проект, не только отменяются революции, но и усиливается прямо обратное, консервативное движение, и замирает эволюция общества.
(«Возврат в семидесятые годы»)
---
Необходимо помнить, что «ценить» собственную древность – не значит «не ценить» тех людей, у которых древность совершенно иная, и не значит выстраивать на основании своих «ценных корней» тотальные представления о добре и зле.
---
Задача культурного антрополога – продемонстрировать, что имеются на свете виды логики, не совпадающие с логикой Запада, и показать, что следует воспринимать эти виды логики серьезно, не презирать и не подавлять их.
---
Насколько всеохватен критерий технического развития? У Пакистана есть атомная бомба, у Италии – нет. Значит, мы по отношению к Пакистану – низшая раса?
---
Проблема в том, что культурная антропология еще не решила, что следует делать, когда член некоей культуры, принципы которой мы, быть может, уже научились уважать, в один прекрасный день неожиданно поселяется у нас в доме. […]
У нас есть законы, единые для всех. Думаю, что от них отступать никому не дозволено. Когда я ходил смотреть мечеть, я же снимал ботинки. Пусть и они уважают законы и обычаи принимающей страны.
Как решить вопрос с фотографиями на паспорт в чадре? Думаю, это классический пример ситуации, когда можно поторговаться. Можно, наверное, ввести магнитные отпечатки пальцев и потребовать за оказание этой паспортной услуги дополнительную плату.[…]
Размышления о параметрах позволит нам также прийти к выводу, что мы не готовы терпеть все и что кое-что для нас совсем невыносимо.
---
Одна из ценностей, о которой в западном обществе много говорится – это принятие несходств.
(«Священные войны, страсть и разум»)
---
Торгуемся мы вот о чем. Если бы каждый держался исключительно своей интерпретации фактов, диспут не кончился бы никогда. Необходима торговля, чтобы свести дивергентные интерпретации к точке конвергенции, пускай даже частичной, а оттуда выходить навстречу факту: факт ведь непреложен, неопровержим и разделаться с фактом не так уж просто, как мы знаем по опыту.
---
Плюрализм – соль жизни, демократии и культуры – не являет собою серию миров, замкнутых друг в друге, не знающих друг о друге. Он состоит во встрече миров, в диалоге миров, в сравнении миров с мирами.
---
Однако давно известно, что отличное – враг хорошего, а следовательно при торге надо ориентироваться на наименее плохое. Кто знает, сколько подобных торгов нам придется устраивать в будущем, дабы избежать пролития крови в полиэтническом мире.
(«Торг в полиэтническом обществе»)
---
Я из тех, кто считает, что в каждой десятке явлений глобализации по меньшей мере пять могут быть благотворны, но если уж брать отрицательную сторону глобализации, то она именно в насильственном навязывании слаборазвитым странам западных стереотипов с целью подвести их к западной модели потребления и привить им потребительские ожидания выше уровня их национальных возможностей.
(«Мисс, фундаменталисты и прокаженные»)
---
Вот что. О страстях не спорят. Это как внушать сходящему с ума и покинутому любовнику, который на грани самоубийства, что жизнь полна и что есть на свете множество заслуживающих любви женщин, а ветреная подруга, если в ней как следует разобраться, ничего особенного собою не представляла. Бессмысленная трата слов. Ему нужна из всех женщин на свете только она, и уговоры ничего не изменят.
[…] Предлагаю снова вспомнить об импульсах страстности. В нашем мире существуют ритуалы и виды поведения, символизирующие либо принадлежность к вере, либо же бунт против всех вер. Религиозные условности мы все обязаны уважать. Всякая неверующая посетительница, заходя в христианскую церковь, прикрывает плечи, в противном случае, она пойдет не в церковь, а в музей.
[…] Приезжая в мусульманское государство, лично я пью алкоголь только в гостиницах для европейцев и не разгуливаю по улице перед мечетью, отхлебывая виски из горла. Если кардинала приглашают с лекцией в мусульманскую школу, он соглашается выступать в зале, где развешаны на стенах суры Корана. […]
Призываю, таким образом нетерпимых фундаменталистов: понимайте и принимайте обыкновения и нравы принимающей страны. Призываю принимающие страны: пусть ваши нравы и обыкновения не превращаются в навязывание ваших вер.
При всем при том еще всех призываю выгородить и предоставить людям необходимейшие «теневые зоны», уютные, бесконфликтные, куда не заглядывают прожекторы разума.
(«Распятие, инструкция для пользователя»)



Tags: читательский дневник
Subscribe

  • «Не промолвив даже слова, ты все сказал»

    Происхождение его так и осталось загадкой – он появился словно из ниоткуда. Не было ни свидетельства о рождении, ни свидетельства о…

  • "Грузинский кофе"

    Антология новой грузинской поэзии. М.: ОГИ, 2014 Люблю читать стихи незнакомых поэтов, упиваясь незнанием их, своим невежеством, словно гуляя…

  • Вечернее безумное чаепитие

    Звонок проведывательный, дядюшкин. Типа «ку-ку!» - «ку-ку!» Или «ку-ка-ре-ку». По всякому бывает. Но фоном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments