l_eriksson (l_eriksson) wrote,
l_eriksson
l_eriksson

Блеск и нищета девяностых



Владимир Козлов. Свобода. М.: «ИД «Флюид Фри Флай», 2012.

Книга чрезвычайно яркая, лёгкая, стилистически ясная, интересная. Небольшая…
«Интересность» ее особого рода. Она рассказывает о времени, знакомом большинству современных читателей в России и сопредельных странах, которым больше тридцати лет, и которые, слыша словосочетание «девяностые» - что-то определенное могут вспомнить об этом периоде.
А сравнить свои впечатления и ощущения с чужими – разве это не интересно?

Автор, как мне кажется, нередко намеренно так делает: намечает одной-двумя деталями какую-то из изображаемых картин – например, интерьер, типаж героя, - легко и не впадая в длинноты, не напрасно надеясь, что читатель все это и так прекрасно помнит и представляет.
Не заглядывая в далекое будущее - не пытаясь представить, как это будут читать наши внуки, такое вполне оправдано.
Мне этот подход понравился. Почему? Я-то пространных описаний не боюсь. Но мое право включать, там, где возможно, мою память, мой собственный жизненный опыт дало восприятию книги о том времени оттенок чего-то личного.
Честно говоря, тема «лихих девяностых» - ныне достаточно популярна. Раскрывают ее писатели очень по-разному, и хотя само время уже не изменить – при всей разности наших воспоминаний и мнений о нем, каждому удается извлечь из рассказа о девяностых что-то уникальное, свое.

Думаю, лучшая книга о девяностых еще не написана. Слишком близко от нас это время: «Лицом к лицу лица не увидать».Лучшей из пока существующих я считаю книгу Виктора Пелевина «Generation П». А вы?

Мне импонирует, что Владимир Козлов не пренебрег отсылкой к Пелевину – одна из частей его маленького романа называется «Дженерейшн ХЗ». Читатель сможет представить что-то вроде диалога авторов, один из которых видит ситуацию как некий катастрофический экстремум – пусть не апокалипсис, но вполне себе… стесняюсь сказать, «пи@#ец», а второй наблюдает состояние зависшей неопределенности, длящейся с тех самых пор практически во всех сферах нашей жизни как, стесняюсь сказать, мутное «ХЗ» что…
Все – и в этом я согласна с автором – зависело от того, сколько вам к моменту «лихих девяностых» было лет, разные поколения по-разному ответили на вызов и, хотя и можно попробовать говорить о большей или меньшей «жизненной успешности», на мой взгляд, успешнее все-таки тот, кто меньше успел потерять. Если в списках потерь нет святынь, способности дружить и любить, чести и совести – то все не так уж и плохо.

Молодой герой «Свободы», Андрей, не успел много потерять. Мир девяностых не поработил его, кстати, как очень многих людей – которых на фоне судеб самых «успешных» и самых «провальных» можно было бы не заметить, но ведь их все-таки – большинство.
Это обращение к пути большинства – слегка судьбой полизанных, чуть-чуть покусанных, но не съеденных – лично мне очень нравится.

Я тоже прошла сквозь это время без больших материальных приобретений, но и без непоправимых моральных потерь.
А еще я тоже видела кое-какие вещи, упомянутые в «Свободе», потому это было мне особенно интересно. Например, я хорошо представляю себе тех, кого в ту эпоху называли «экстрасенсами». Опыт общения с разнообразными типами, подходящими под это определение – имеется.
Конечно, личностей масштаба героя романа – Сергея Ждановича (Ждана), написавшего книгу, создавшего сеть центров и, наконец, организовавшего политическую партию Саморазвития личности – мне не попадалось (хотя ассоциации есть), но судя по тому, как автор вылепил образ своего сложного и незаурядного героя, он ощущается как вполне реальный.

А такая сфера жизни, как большая («профессиональная») политика, в романе описана настолько ярко, но при этом тактично и интеллигентно, что, мне кажется, это легко найдет отклик у читателя вне зависимости от спектра его собственных политических предпочтений. Все цвета этой радуги одним миром мазаны…

Интервью автора журналу "Сноб": http://www.snob.ru/selected/entry/56126

Автор:
Tags: читательский дневник
Subscribe

  • «Не промолвив даже слова, ты все сказал»

    Происхождение его так и осталось загадкой – он появился словно из ниоткуда. Не было ни свидетельства о рождении, ни свидетельства о…

  • "Грузинский кофе"

    Антология новой грузинской поэзии. М.: ОГИ, 2014 Люблю читать стихи незнакомых поэтов, упиваясь незнанием их, своим невежеством, словно гуляя…

  • Вечернее безумное чаепитие

    Звонок проведывательный, дядюшкин. Типа «ку-ку!» - «ку-ку!» Или «ку-ка-ре-ку». По всякому бывает. Но фоном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments