?

Log in

No account? Create an account
драккар

Что я знаю и помню о крестьянском воспитании. Часть 1. Труд


Ефим Честняков. Город всеобщего благоденствия

Недавно у меня случился небольшой диалог на другом ресурсе, поводом к которому послужило обсуждение традиций русского крестьянского воспитания применительно к одной частной теме – детскому воровству. Меня этот вопрос заинтересовал. Частная сторона обсуждаемой темы меня лично коснулась очень мало (но не скажу, что не коснулась вовсе).
Но важным показалось другое: понадобилось обобщить то, что я знаю о традициях русского крестьянского воспитания, и при этом – что называется, знаю из первых рук. Я намеренно не привожу многочисленные «культурные наносы» - которые мудры, прекрасны и занимательны – например, проза Ивана Шмелева или исследования Александра Панченко. Я буду говорить лишь о том, что помню из рассказов мамы, ее сестер, бабушки моей - Екатерины Дмитриевны К., и ее односельчан из деревни Ф. Костромской области. Пусть мой рассказ станет хотя и не самым полным, но достаточно достоверным мини-исследованием.
Еще одна ремарка. В литературе много говорится о неком списке ценностей, которые традиционное русское крестьянское воспитание ставило основополагающими. Гораздо более скупо и расплывчато говорится о методах, которые применялись для их внедрения. А это очень важно, это – практика, отсутствие или искажение которой обесценивает любую теорию.
Итак, начну.

Все знают, что основой воспитания детей в русской деревне был труд. Труд этот воспринимался ребенком не как тяжкая обуза, а как демонстрация своего все возрастающего статуса, приближения к взрослости. Наградой за этот труд всегда было признание значимости сделанных дел, похвала, демонстрация результатов семье, друзьям, соседям. Ребенок выступал не в роли слуги взрослых, а как младший товарищ в общем деле. Не похвалить его за сделанную работу, проигнорировать – было немыслимо: видимо, долгий опыт поколений внушил людям то, что это эффективное подкрепление воспитания трудолюбия.
Обучение новым трудовым навыкам происходило терпеливо, и занимался им тот, у кого было на это время, бабушка, старшие дети. В хозяйстве в семье моей тети я видела исправные, тщательно сделанные и обновляемые по мере износа детские инструменты: в наборе детских граблей, например, были самые разные – как для семилетнего, так и для тринадцатилетнего ребенка. Среди детских инструментов не было опасных – детских кос не существовало. А лопата с детской рукоятью – пожалуйста. Поручение ребенку непосильного или опасного дела считалось блажью.
Во время обучения тому или иному делу на первом месте, конечно, стоял пример. Но и времени на слова не жалели.
Когда навык осваивался, занятие почти автоматически становилось обязанностью. Но дети этого не боялись, поскольку в семейном коллективе все умели всё, и всегда было кому подстраховать, заменить.
Еще один момент. Ребенку показывалось место его помощи в системе общих дел, происходило ознакомление со смежными. Например, за сбором и чисткой грибов (вначале – под руководством взрослых – чтобы не пропустить ядовитый) следовала наука их приготовления. Я помню, как лет в 8 или 9 солила собранные рыжики в крошечной банке – не только для того, чтобы потом ими хвалиться, но и чтобы запомнить процесс.
Чем сложнее и значимее в хозяйстве был освоенный ребенком навык, тем больше появлялось формальных, ритуализированных признаков уважения.
- Девчонки, подайте Юре полотенце, он косил! Налейте Юре молочка. Садись, Юрочка, девчонки, подайте Юре ватрушек. Подросток Юра и сам прекрасно может до всего дотянуться – но нет, ему демонстрируется уважение, его заботливо обслуживают. Рядом сидит, улыбаясь, его дядя – перед ним уже так не пляшут, он взрослый, он привык, а Юру надо приучать, поощрять.

-А какое крыльцо сегодня чистое! Снимай сапоги, Юра! (это я крыльцо вымыла – уборка в доме дело для детей постарше, а сени, крыльцо – для малышни).

Что еще? Принос воды (водопровода у нас не было) тоже был делом общим. Даже самый малый ребенок мог нести с реки литровое ведерко – пригодится. Полосканье белья, чистка медной посуды (тазов, самоваров). Мытье посуды в доме. Мелкая уборка – пыль, половики – взрослые этим не занимались. Но при этом главным инструментом формирования привычек были похвала и признание. Сколько вспоминаю – по поводу трудовых обязанностей на детей никто не кричал, это случалось по другим поводам – шалости, драки, проделки.

Огород. Как не велики были обязанности детей по огороду, там все-таки присутствовала сельскохозяйственная стратегия. Поэтому малыши туда обычно ходили по конкретному поручению, а взрослые давали указания – когда и что полить, прополоть. Старшие дети могли делать это уже без напоминания – они сами знали, что там нужно делать. Обычно, огород – вотчина бабушек, которые уже не пойдут ни пасти, ни косить, ни возить сено. Зато их опыт огромен – его можно передавать детям. (Традиции крестьянского огорода очень отличаются от современных дачных. Если им следовать – никакого «садизма» в садоводстве нет, все это пластанье над грядками – пустое баловство, не сказывающееся на урожае).

Забота о животных имела возрастные градации. Мелкие и не слишком опасные животные доверялись малым, большие и сильные – только физически крепким и разумным подросткам. Пчелы – тоже с осторожностью, и под руководством взрослых. Дети занимались, в основном, курами и овцами. (Кормление, загон, сбор куриных яиц, уход за цыплятами – вполне детские дела).
Но постепенно шло и обучение обращению с большой скотиной. Доить корову меня посадили лет в 10, попробовать. Тетя стояла рядом, подсказывала, советовала.
На лошадь я села в 11. Ни седла, ни уздечки – меня отпустили кататься, привыкать к животному, с пониманием того, что опыта общения никто не заменит. После нескольких часов катания (километров 8 в общей сложности), лошадь меня сбросила. Меня утешили, но особенно не жалели. Процессу набивания шишек не препятствовали, просто имели в виду – какие шишки можно позволить набить, а какие нет.
«Девочковая» работа: знакомство с процессом прядения. Прясть я попробовала поздно – лет в 9. Это был непорядок. Мою нитку бабушка «запряла» в свой моток – я это видела и знала: будут носки, к которым я причастна.

Мелкое строительство, ремонт – к этому привлекали мальчишек. Поправить забор, выточить рукоять для инструмента – под наблюдением взрослых. Но первое орудие, которое мальчишка вырезал сам – удилище. Рыбалка – это досуг, удовольствие. Кроме ловли удочкой наших юных родичей учили ловле рыбы в морды, установке «крюков» (больших удилищ на щук). Малыши ловили мелкую рыбешку – живца для щук. Ребята постарше ловили раков.

Вообще, когда смеются над китайцами, мол, едят все, что ползет, кроме танка, что плывет, кроме лодки и все, что летает, кроме самолета, - я хочу возразить – а мы разве нет? Детей в деревне поощряли на сбор всего съедобного. Мама собирала «песты» - верхние проростки хвощей, их жарили в постном масле и ели – вкус как у грибов. Щавель, крапива, сныть, множество видов ягод, огромный список грибов – все, что можно есть, надо уметь найти и вкусно приготовить. «Школа выживания» работала постоянно, и самое главное – она не была оторвана от повседневности. Даже если «нормальной» еды было вдоволь, пару раз за весну можно было полакомиться «пестами», а щавелевые щи варили, даже если была и капуста. Постоянный сбор грибов и ягод летом – детская и стариковская забава и работа. Нам показывали, как сушить грибы и ягоды, как варить варенье, солить грибы.

Но были вещи, которые детям не поручались – как ни упрашивай. Даже присутствие при забое животных и птицы разрешалось не с малолетства. Этот запрет тоже выверен поколениями. Если слишком рано допустить ребенка до таких процессов – он или испугается (лечи потом его, невропатологов в деревне нет!), либо в нем разовьется жестокость, которая позже может вылиться в страшные вещи. Поэтому все, что было связано с убийством живого – только старшим подросткам, и то – поначалу лишь в роли наблюдателей, чтоб привыкли.

(Кстати, в Вятском крае эти ограничения тоже действовали. Я слышала, что один знакомый охотник, привлекший к снятию шкурок с убитых пушных зверей сына-первоклассника, подвергся осуждению своих товарищей – они его дружно и обоснованно критиковали, советовали ему для помощи в этом деле найти и нанять взрослого или справляться самому).

Итогом трудового крестьянского воспитания было формирование личности, готовой к жизни в любых условиях, реально владеющей несколькими специальностями на неформальном уровне, а главное – не только готовой к труду, но не мыслящей без него жизни. При этом происходила и социализация ребенка, развитие его умения сотрудничать с другими. Веками отработанные воспитательные методы в этом направлении позволяли обходиться без насилия и – в большинстве случаев – даже без принуждения.

Comments

Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
Читала и сравнивала со своим опытом, хотя мое воспитание крестьянским не назовешь, но все же. Дом у бабушки был свой. Сад-огород, куры, кролики. И многое из описанного вами я сама успела попробовать: кроликов обеспечивала едой я, причем не только вручную, но и серпом. Огородные работы - все, что можно было поручить, поручали. Всякие дворовые и хозяйственные дела - уборка в доме, подметание от крыльца до калитки, укладка поленниц, воды с колонки принести, да мало ли... И все это считалось за должное, сделаешь - не похвалят, а вот не сделаешь... Наградой считался сам результат труда и звание бабушкиной помощницы.
Да, быть помощницей - это было высокое и гордое звание.
А я еще подумала - почему в филине никто не держал кроликов? Неужели от того, что полно было зайцев? Однажды мы привезли тете, маминой сестре, кроликов, но она их очень скоро после нашего отъезда кому-то отдала - главными животными там все-таки были коровы и овцы. Даже свиней в деревне не было ни у кого. Зато пчелы - через два дома на третий. Идешь по деревне то медленно, то быстро - страшно же, укусят, а ульи держали прямо в огородах, правда, огромных, но с весьма условными заборами.
и колонок не было, даже в трифоне - за 7 км, где была школа-восьмилетка. За водой ходили на реку, кусь, а еще были "ключи" - колодцы без срубов. В земле - как будто окошко в рамке.
Очень разумная система!
Сейчас труд часто воспринимается, как обуза, нечто неприятное, в отличие от развлечения, отдыха.
Да, это так. Но все-таки есть люди, которые любят свою работу, но как правило, они признаются в этом как-то стыдливо.
Очень интересно и познавательно. У нас все было по-другому. Мы жили вместе с мамиными родителями, дед был из села. Разговоров особых не вел, был суровый. Так что детей заставляли что-то делать. Было много работ на огороде. С тех пор меня н затащишь заниматься огородом. А муж - совершенно городской человек - когда у нас был свой дом, очнеь любил возиться в нашем саду, и у него все росло, хотя он все делал методом тыка.

Труд и уважение к старшим — основы крестьянского восп

Пользователь Журнал ЖЖ сослался на вашу запись в своей записи «Труд и уважение к старшим — основы крестьянского воспитания» в контексте: [...]
«За глумление ребёнка над старцем или калекой, как правило, последует порка. За передразнивание пьяного, заики или человека с тиком — очень строгий разбор полетов». l_eriksson рассказывает о традициях, по которым русские крестьяне воспитывали своих детей.
[...]

Труд и уважение к старшим — основы крестьянского восп

Пользователь marat2012 сослался на вашу запись в своей записи «Труд и уважение к старшим — основы крестьянского воспитания» в контексте: [...] обходиться без насилия и — в большинстве случаев — даже без принуждения. Обсудить в блоге автора [...]

Труд и уважение к старшим — основы крестьянского восп

Пользователь natalya_orlenko сослался на вашу запись в своей записи «Труд и уважение к старшим — основы крестьянского воспитания» в контексте: [...] обходиться без насилия и — в большинстве случаев — даже без принуждения. Обсудить в блоге автора [...]
Спасибо за статью. С удовольствием прочитал. Все ранее было разумно. Сам пытаюсь изучать традиционное осетинское воспитание и привести в систему. Очень много схожего. Почти один в один. Вы только не привели возрастных градаций. Они не очень строгие. Первые три года имеют особое значение. К этому периоду относятся способность носить имя, способность ходить и способность говорить. Следующие периоды отмеряют семилетиями. 7-10 лет способность к мелким поручениям. 14-17 способность к серьезной работе, например косить сено. 21-24 способность к созданию семьи и переход во взрослую жизнь. Каждый переход из одного состояния дееспособности в другое отмечался общим для всего селения праздником, инициализации.
Мне очень приятно узнать, что традиции воспитания у многих народов в чем-то похожи. В принципе, и мне есть с чем сравнивать - у меня перед глазами было две системы - две бабушки.
Очень интересен обычай праздника инициализации, но у русских его как такового нет, а у наблюдаемых так же пристально евреев (которые тоже мне родные) - это еще приходится на период отрочества и касается, скорее, религиозной идентичности, а не труда. Мне всегда в деревне у бабушки Кати было весело, и я очень гордилась, что не только играю, но и работаю. Не готовлюсь быть человеком, а уже им являюсь!
а сейчас айпадом воспитывают
Ой, горюшко! Своего внука Арсюшку (ему 1 год и 4 месяца) буду от этого защищать! :)
В некоторых моментах есть совпадения, но в целом - очень отличается от того, что было в моём деревенском детстве (60-е годы, Брянская область), и так же сильно отличается от маминых воспоминаний о детстве и юности (20-е-30-е годы, Брянская область).

Очень интересны мне и совпадения, и отличия. И запад России, Брянск - это во многом другой мир, не менее интересный и богатый!
А лопата как бы типа не опасна? Крючки рыболовные не опасны? Странная логика, перечислить три опасных предмета и назвать таковым лишь один из них.
Я как-то не пыталась это анализировать, хотя признаю Вашу правоту. Но лопату мне и моим ровесникам - лет в 7-10 брать было можно, рыболовный крючок и подавно (мы ловили карасей, которых потом делали живцами на щук). А вот туда, где стояли косы, нам даже ходить не разрешали. "Упадет коса на голову - и что?" Кстати, моей маме все-таки упала, и она почти целый школьный год пропустила.
Спасибо вам за этот труд! Полезный и своевременный!
Еще недавно ЖЖ сравнивала с помойкой - столько непотребного производили авторы-блогеры в угоду "тёмным силам". Надеюсь те времена безвозвратно канут в небытие!
Сама обдумывала серию статей на эту тему. Подтолкнула меня к этому одна знакомая логопед. Как логопед она меня восхищала (у нас была совместная деятельность и в ее профессионализме не приходилось сомневаться). И вот по ее приглашению пришла на ее сайт послушать ее еженедельные звуковые ролики - ответы на вопросы своих читателей. Здесь она выступала как психолог (она получила дополнительное психологическое образование на каких-то американских курсах). Я скачала несколько роликов. Погрузилась в прослушивание - и волосы встали дыбом! Американцы молодцы! Времени даром не теряют! Это психологическая диверсия против нашего народа - всё перевернуть с ног на голову - "приучать ребенка к труду" - это по-американски - моветон, приучать к режиму - неприлично и "оно вам это надо", и т.д. и т.п. А ведь ее подписчики ее как логопеда уважают и доверяют ей!
То то американские дети карманные деньги со средней школы сами зарабатывают, а наши до седых яиц у мамы с папой на шее сидят
большое спасибо за обзор. с интересом прочитал
Я очень рада, спасибо Вам!

Что я знаю и помню о крестьянском воспитании. Часть 1. Т

Пользователь makrofag2 сослался на вашу запись в своей записи «Что я знаю и помню о крестьянском воспитании. Часть 1. Труд» в контексте: [...] Оригинал взят у в Что я знаю и помню о крестьянском воспитании. Часть 1. Труд [...]

Что я знаю и помню о крестьянском воспитании. Часть 1. Т

Пользователь training_dog сослался на вашу запись в своей записи «Что я знаю и помню о крестьянском воспитании. Часть 1. Труд» в контексте: [...] Оригинал взят у в Что я знаю и помню о крестьянском воспитании. Часть 1. Труд [...]
"Итогом трудового крестьянского воспитания было формирование личности, готовой к жизни в любых условиях, реально владеющей несколькими специальностями на неформальном уровне"
Интересно какой же специальности мог научитть тяжелый и малоэффективный труд?
"Веками отработанные воспитательные методы в этом направлении позволяли обходиться без насилия"
Про пользу порки детей в деревнях - это все сказки, ага.
Ну шоб два раза не вставать - детский труд в деревнях - это не благо, а жестокая необходимость, без которой семья банально бы подохла.
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>